Previous Entry Share Next Entry
Отпущение грехов как разрешение проблемы последствий выбора.
шредингер
entorfianguard
А с чего это вдруг? Спросит читатель, и будет прав. А ни с чего. Просто так.
Для начала, определимся с терминами. В данном тексте будут использоваться некоторые набившие оскомину категории, которые каждый понимает по-своему. Во избежание и дабы исключить, созданы данные пояснения.
Под «добром» понимается некая идеальная модель мира, которая, безусловно, у каждого индивидуальна, но в общих чертах сходна для большинства. Таким образом, под «добрым (хорошим) поступком», понимается некое деяние (то бишь, действие/бездействие), способствующее приближению к идеалу, и, соответственно, под «плохим поступком» – сиречь «грехом», подразумевается то, что от этого идеала реальность отдаляет.
При этом любой поступок, сам по себе, предполагает выбор. Причем выбор осознанный. Практически любая религия признает животных и младенцев безгрешными. Юридическая наука идет по тому же пути, признавая наличие вины лишь в действиях вменяемых и достаточно зрелых человеческих особей. Таким образом, «грех», «вина» - категории абсолютно внутренне-субъективные, без осознания негативного характера деяния субъектом они не возникают, и возникнуть не могут. Другими словами, чувство вины – осознание неправильности своего поведения.
Теперь следует вернуться к тому, что мир неидеален, и, следовательно, предполагает наличие ситуаций, не имеющих корректного решения. Все эти амбивалентные «убийства из самообороны», войны, проблемы, связанные с эвтаназией, абортами и прочие, «тысячи их». Решение подобных проблем тем или иным способом неизбежно далеко от идеала, и по определению «умножает зло», а, следовательно, влечет за собой осознание «вины» и «греховности». Однако, исходя из того, что эти переживания имеют внутренний характер, они принципиально неизбежны и неразрешимы с опорой исключительно на субъективные критерии, так называемые «личные принципы». «Договориться с собой» принципиально невозможно, поскольку подобная «сделка с совестью» будет зафиксирована в сознании и памяти, и, впоследствии, будет периодически возвращаться в самый неподходящий момент, приводя к расстройствам психики и депрессиям.
И здесь становится очевидной необходимость вынесения критерия вовне. Наличие некоего эталона, который, по определению является идеалом (иначе, его «эталонность» окажется под сомнением, и решение вопроса о «доверии к критерию» вновь перейдет во внутреннюю сферу индивидуума). В качестве такого критерия и используется по определению безгрешный и всемилостивый (что ценно) Бог, который, через посредников – служителей культа, «прощает раскаявшихся». Переживания по поводу «неправильности поведения» выносятся на «суд божий», затем следует символическое наказание – епитимья, и – грех «отпускается»… Можно забыть.
Подобная процедура, безусловно, полезна для «душевного здоровья» и освобождает от ответственности за выбор. Только вот становится ли выбор от этого правильнее? Не попытка ли это ускользнуть?
Хотя, штука социально полезная. А то от излишних душевных терзаний можно и до суицида дойти.
Тут и конец этому сумбурному тексту.

  • 1
(Deleted comment)
Моя феноменальная скромность в ужасе от таких комплиментов...

У Станислава Лема, был великолепный очерк представляющей собой рецензию, на якобы существующее произведение, отчасти затрагивающее данную тему.
В одной благополучной семье родился больной ребенок. Смесь аутизма с шизофренией. Родители этого не знали. Ребенок явил, если можно так сказать, кульминацию их счастья. Они радовались его первым шагам, приходили в неописуемый восторг от произнесенных им слов, любили его больше жизни. Но потом страшный диагноз открылся. Мир в лице детского психиатра стал медленно лишать их смысла жизни. Трагедия. Но мир не совершенен. Возможно, врач ошибается, и они ведут мальчика к другому врачу. Но и там вердикт прежний. Что делать? Зачем дальше жить? Мир не просто несовершенен – он жесток! Им, безупречным и активным участникам общество он как награду дарует долгожданное чудо, а затем насмехается видя, как открыв перевязанную ленточками коробку они лишаются дара речи. За что?! Не в силах пережить этой жуткой трагедии, они ОТКАЗЫВАЮТСЯ ее принимать.
Наш сын не болен – говорят они -просто несовершенный мир не в состоянии верно его интерпретировать. Они отворачиваются от всего мира. Им легче признать несовершенство мира, чем несовершенство своего сына. Происходит революционная смена парадигм. Их сын становится эталоном всего. Он сжигает на улице подаренные ему игрушки. Значит так надо. Он бьет ни в чем не повинную девочку, и они не осуждают его. Они отринули общечеловеческую мораль. Наконец, он убивает человека. Ужасно? Но ведь понимание о том, что убивать грех в конечном итоге зиждется на абсолютной пустоте: такой же мысли существующий в головах представителей этого несовершенного мира.
Когда после очередного теракта меня спрашивают, что я об этом думаю или даже конкретней, что я думаю об Исламе, то я отвечаю, что думаю я об этом, то же самое что и о Христианстве, Иудаизме, Буддизме. Любая религия вызывает во мне грусть. Ну злость конечно. Но это уже скорее в силу характера. Человек не самодостаточен. Ему нужно сбиваться в кучи, вливаться в русло общей идеи. Возможно это атавизм в виде стадного рефлекса, возможно наоборот, эволюционный шаг, на встречу коллективному сознанию.
Важно понимать, что хорошего мира или мира плохого, мира идеального, не существует нигде кроме как в пространстве нашего ума. Следовательно и стремление к чему бы то ни было, осознание своей греховности, чувство вины или ощущение праведности своего пути есть исключительно виртуальные категории – не существующие вне сознания.

Абсолютно согласен. Вот абсолютно, и все тут.
Единственное, с чем согласиться не могу - так это с существованием мира в пространстве ума. Мир, к великому сожалению, все таки объективен. И несовершенен - опять таки объективно. Другой вопрос, что восприятие мира - существует только внутри сознания, это безусловно.

А у меня в отличии от вас уверенности нет даже в собственном существовании. :-)

Нет, подобного мне не понять... Дальше субъективного иделизма продвинуться не получается, даже если очень стараться))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account